Информация для родителей
Страница специалистов
Готовим руку дошкольника к письму
Подготовила:
учитель-логопед Т.Н. Рашина, 24.04.2025
На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены. Быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы.
Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения технике письма, необходимо проводить подготовительную работу на дошкольном этапе.
Письмо ребенка - это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях.
Эффективными приемами, упражняющими развитие ручной умелости ребенка-дошкольника являются традиционные виды детской деятельности, которыми занят ребенок дома и в детском саду. Это рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, различные виды ручного труда. Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по подготовке руки ребенка к письму. Такая работа ведется по следующим направлениям:
- гимнастика пальцев рук;
- ориентирование на листе бумаги;
- формирование элементарных графических навыков.
Подготовку к обучению письму проводим сразу во всех направлениях одновременно.
Гимнастика пальцев рук. Для тренировки пальцев и кистей рук используем пальчиковую гимнастику. Гимнастика рук начинается с разминки пальцев, их сгибания и выпрямления. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук «Красим забор», «Музыканты», «Солим суп», «Погладим котенка» т. п.
Далее предлагаются упражнения на удержание позы кисти рук: «Зайчик», «Кольцо», «Гусь» и т.п. Вариантов подобных игровых упражнений множество. Их вы найдете в специальной литературе и интернете.
Для автоматизации движений и развития внимания очень полезны упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Упражнения сопровождаются стихами, потешками, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений. Для этих целей подойдут любые пальчиковые игры.
Упражнения для развития умения ориентироваться на листе бумаги.
Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому упражняем развитие зрительного и пространственного восприятия, формируем ориентирование на листе бумаги и навык движения по нему руки. В этой работе следует опираться на активную деятельность самих детей с игрушками и геометрическим материалом. Можно провести игры «Снежинки падают», «Бабочки на лугу», чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги. Поначалу дети выкладывают снежинки на верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает, сопровождает словами сверху - вниз. Далее, уже по словесной инструкции, дети перемещают снежинку, бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения вверх-вниз, снизу-вверх. Для отработки движения слева - направо также используем игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, «Машина едет из дома на дачу». Свои действия дети сопровождают указанием направления движения слева – направо.
Помогает ориентированию и запоминание слов: право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний. Можно поиграть в игру «Котята разбежались». На магнитной доске или фланелеграфе размещены фигурки котят разного цвета. Взрослый переставляет фигурки в разных направлениях. Дети поочередно говорят, где находится каждый котенок. Игра «Дрессированные котята». Ребенок - дрессировщик или взрослый указывает и называет место расположения каждого котенка: «Черный котенок - в середине, а пестрый - внизу справа». Фигурки укладываются в соответствии с указаниями «дрессировщика».
Упражнения для формирования элементарных графических навыков. Задания должны соответствовать закономерностям формирования графического навыка письма, как двигательного акта. Прежде всего отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Это «улитка», «клубок ниток», «шланг» и др. Репетируем предстоящее движение в воздухе.
Следующий этап обучения - проведение прямых линий, различные штриховки геометрических фигур. Сначала каждая фигура дается изолированно, потом дети штрихуют более сложные фигуры. Систематическое выполнение этих упражнений позволяют детям перейти к освоению ученической тетради. Учим детей обводить рабочую строку, рисовать бордюры, печатать элементы букв и буквы.
Рекомендованная система тренировочных упражнений сформирует у ребенка определенное качество мелких движений пальцев рук, точность и координацию движений, достаточный уровень развития психических процессов (внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений), что даст возможность дошкольнику овладеть графическими навыками, достаточными для успешного овладения письмом в школе.
Что современные родители хотят знать о речи детей: вопрос – ответ
Подготовила: учитель-логопед Растворцева Е.Ю.,
22.04.2025 г.
- Почему детей с речевыми нарушениями стало больше?
Осложнения беременности мамы, травмы в момент родов, неполезное питание родителей, экология, возможности медицины (сохранение слабых, недоношенных детей), ослабленное здоровье родителей – все эти факторы влияют на здоровье малышей, на его развитие.
- Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?
Некоторым детям достаточно показать правильную позу языка, сделать вместе с малышом артикуляционную гимнастику – и правильный звук уже пошёл. Но это скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще встречаются сложные нарушения речи, которые сочетаются с другими нарушениями в организме ребёнка, и тут, конечно, важна консультация логопеда и других специалистов.
- Ребёнок знает все буквы, а читать не получается. Почему?
В коре головного мозга центр узнавания букв и центр слияния букв находятся в разных полушариях, причем центр слияния букв формируется позже по времени. Неспособность ребенка сливать буквы означает незрелость коры головного мозга, слабые межполушарные связи. Подробнее расскажет детский невролог.
- В каком возрасте у ребёнка может возникнуть заикание?
Заикание у мальчиков возникает в 4 раза чаще, чем у девочек, опасный возраст 2-4 года и 5-7 лет. Важно, насколько быстро с момента первых запинок родители обращаются к логопеду. За 4 месяца заикание становится стойким, исправлению поддаются 80% случаев.
- До какого возраста ребёнку «можно не говорить»?
Если ребенок 3 лет совсем не говорит, то нужно бить тревогу! Задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка, нет полноценного общения со сверстниками, осложняется психическое и эмоциональное состояние ребенка. Речь требует участия всего мозга и всех его способностей. Полное овладение ребенком системой речи русского языка предполагается к 5 годам.
Развитие умений и навыков справляться с жизненными ситуациями, переживанием интенсивных эмоций в дошкольном возрасте
Подготовила:
педагог-психолог Клочкова К.Л.,
21.04.2025
Дошкольный возраст – период бурного эмоционального развития, когда ребенок учится распознавать, понимать и регулировать свои чувства. В этом процессе огромную роль играют родители, создавая безопасное и поддерживающее пространство для экспериментов с эмоциями.
Обучение детей управлению эмоциями – важная задача, стоящая перед родителями и педагогами. Дети должны научиться распознавать свои эмоции, понимать их причины и находить конструктивные способы их выражения. Например, вместо того, чтобы кричать от злости, ребенок может научиться просить о помощи или выражать свои чувства словами.
Развитие навыков решения проблем играет не менее важную роль. Детей необходимо научить анализировать ситуацию, предлагать различные варианты решения и выбирать наиболее подходящий. Домашние игры – прекрасный инструмент для развития эмоционального интеллекта и навыков совладания с жизненными трудностями.
Одним из эффективных методов является ролевая игра. Предлагайте ребенку разыгрывать различные ситуации, например, поход к врачу, ссору с другом или выступление на сцене. Позвольте ему выбирать роль и выражать свои чувства через персонажа. Обсуждайте с ним альтернативные способы поведения и возможные последствия каждого выбора.
Еще одна полезная игра – «эмоциональная угадайка». Используйте карточки с изображениями различных эмоций или просто изображайте их сами. Попросите ребенка назвать эмоцию и рассказать, в каких ситуациях он испытывает что-то подобное. Это поможет ему расширить словарный запас эмоций и научиться распознавать их у себя и других.
Не забывайте и о творческих играх, таких как рисование, лепка или сочинение историй. Они позволяют ребенку выражать свои чувства невербально, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности с выражением эмоций словами. Поддерживайте его творчество, задавайте вопросы о его рисунках или рассказах, но не навязывайте свое мнение.
Помните, что главное – создать атмосферу доверия и принятия, где ребенок чувствует себя в безопасности и может свободно выражать свои чувства. Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Поддержка, понимание и терпение со стороны взрослых, а также создание безопасной и стимулирующей среды являются ключевыми факторами успешного развития умений и навыков справляться с жизненными ситуациями и переживанием интенсивных эмоций в дошкольном возрасте.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«УЧИМСЯ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ»
Материал подготовила: Гуч Л.С.,
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 86 г. Белгорода,14.04.2025 г.
Слушание музыки — важный элемент музыкального воспитания ребёнка. Оно развивает слуховое восприятие, эмоциональную сферу и воображение. Однако, чтобы процесс слушания был полезным и интересным, важно подходить к нему осознанно. Вот несколько рекомендаций, как научить ребёнка слушать музыку.
1. Создайте комфортную обстановку
Для начала создайте спокойную и уютную атмосферу. Отключите внешние источники шума (телевизор, телефон) и позаботьтесь о том, чтобы ничто не отвлекало ребёнка от процесса слушания.
2. Начните с коротких фрагментов
Ребёнку сложно долго концентрироваться на одном занятии. Поэтому начните с коротких музыкальных отрывков (2-3 минуты). Постепенно увеличивайте продолжительность прослушивания.
3. Выберите подходящую музыку
Выбирайте произведения, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. Для малышей подойдут колыбельные, народные песни и детские композиции. Старшие дети могут заинтересоваться классической музыкой, джазом или современными детскими хитами.
4. Объясняйте содержание музыки
Перед началом прослушивания расскажите ребёнку о том, что он услышит. Например, опишите сюжет симфонической сказки или расскажите историю создания известного произведения.
5. Побуждайте к активному слушанию
Задавайте вопросы после прослушивания:
- Какие эмоции вызвала эта музыка?
- Что ты представляешь, когда её слушаешь?
- Какие инструменты ты слышал?
Это поможет ребёнку глубже погрузиться в музыкальное произведение и научиться анализировать услышанное.
6. Используйте движения и игру
Сопровождайте прослушивание движениями. Например, предложите ребёнку танцевать под ритмичную музыку или изображать животных под звуки природы. Это сделает процесс более увлекательным и активным.
7. Слушайте вместе
Показывайте личный пример. Слушая музыку вместе с ребёнком, вы демонстрируете важность этого занятия и создаёте тёплую семейную атмосферу.
8. Экспериментируйте с разными жанрами
Не ограничивайтесь одним стилем музыки. Познакомьте ребёнка с классикой, народной музыкой, джазом и даже современной электронной музыкой. Это расширит его музыкальный кругозор и поможет найти любимые направления.
Учиться слушать музыку — это не только полезно, но и приятно. Следуя этим рекомендациям, вы сможете привить своему ребёнку любовь к музыке и помочь ему развиваться гармонично.
Консультация для родителей «Детская истерика. Что с этим делать?!»
Подготовила: педагог-психолог Клочкова К.Л., 04.03.2025
Детская истерика – это эмоциональный взрыв, вызванный переизбытком чувств, усталостью или фрустрацией. Проявляется криком, плачем, топаньем ногами, валянием на полу, иногда даже задержкой дыхания.
Важно понимать, что это не манипуляция, а сигнал о потребности в помощи.
Причины истерик:
1. Возрастные особенности. Незрелость нервной системы, ограниченный словарный запас для выражения чувств.
2. Потребности. Голод, усталость, жажда, потребность во внимании.
3. Трудности. Неумение справиться с задачей, запреты.
4. Переутомление.Слишком много впечатлений, недостаток сна.
Что делать:
1. Сохраняйте спокойствие. Ваша реакция задает тон. Глубоко дышите и говорите мягко.
2. Обеспечьте безопасность. Уберите опасные предметы, чтобы ребенок не навредил себе.
3. Игнорируйте, если безопасно. Если истерика не несет угрозы, дайте ребенку выплеснуть эмоции.
4. Предложите объятия. Физический контакт может успокоить.
5. Объясните, когда успокоится. Обсудите причины истерики и предложите альтернативные способы выражения чувств.
6. Профилактика. Соблюдайте режим дня, предлагайте здоровую пищу, обеспечьте достаточно отдыха и времени для игр.
Помочь ребенку вовремя избавиться от отрицательных эмоций, освободиться отнакопившегося напряжения, предотвратив тем самым истерику, можно с помощьюигры «Бумажный салют».
Для игры вам понадобится ненужный журнал с картинками или 2-3 листа цветной бумаги и подходящая коробка. Предложите ребенку порватьжурнал на мелкие кусочки, помогите ему в этом. Затем журнальные обрывки помещаютсяв коробку или подходящую баночку, после чего ребенок устраивает разноцветный бумажный салют, обсыпая себя и маму яркими бумажками. Потом предложите ребенку свашей помощью собрать все бумажки и положить обратно в коробку. После чего залпы бумажного салюта можно повторять до той поры, пока малышу это не надоест.
Помните, что истерики – это временное явление. Ваша любовь и поддержка помогут ребенку научиться справляться с эмоциями.
7 советов родителям, которые помогут ребёнку быстрее начать говорить
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е. Ю.
22.02.2025 г.
1. Детский коллектив.
Именно в коллективе ребёнок находится в ситуации вынужденного общения, жесты и звукоподражания поймут не все, поэтому ребёнок должен выразить свои просьбы и обращения к сверстникам словами.
2. Невролог.
Речь – это проявление здоровья нервной системы. Если ваш малыш к 3 годам не умеет говорить предложениями, то он уже отстаёт от возрастной нормы, пора проконсультироваться у врача невролога.
3. Речь родителей.
Самые значимые люди для ребёнка – это его родители, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Зачастую малыш подражает речи близких ему людей. Поэтому, в первую очередь, просьба к родителям: не сюсюкать, говорить правильно, давать образец речи для малыша, больше говорить с ребёнком, озвучивать свои действия и постоянно пополнять словарный запас детей.
4. Книги.
Любовь к чтению начинается с первых лет жизни. Сказка на ночь – это просто норма. Голос матери успокаивает малыша, а интересный сюжет заставляет фантазировать. Детские книги с красочными иллюстрациями обязательно привлекут малыша, формируется умение сосредотачиваться на конкретном предмете, запоминать грамматику.
5. Меньше ТВ.
Дозируйте время просмотра и отслеживайте качество передач, мелькание цветных картинок быстро утомляет малыша. Послушайте, о чем и как разговаривают герои, могут ли они научить ребёнка чему-то хорошему, нужно ли это вашему малышу?
6. Мелкая моторика.
Пазлы, лепка, рисование, работа с конструктором, вырезание, прищепки, пуговки, шнуровка – всё это развивает мелкие движения пальчиков ребёнка. Анатомически центр речи и центр мелкой моторики расположены по соседству, поэтому они помогают друг другу в развитии, ребёнок быстрее начинает осваивать новые звуки.
7. Гимнастика для языка.
Артикуляционные упражнения качают мышцы речевого аппарата, язык становится крепким и подвижным, что позволяет ребёнку овладеть всеми звуками русского языка. Сейчас в интернете можно найти и детские видео, и описание нужных упражнений. Поэтому для родителей не составит труда показать детям (лучше в игровой форме) простые упражнения или включить видео с весёлой зарядкой для язычка.
Как правильно научить детей читать до школы.
Подготовила учитель-логопед Рашина Т.Н., 20.02.2025 г.
Если вы хотите научить вашего ребенка читать до школы и избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь с вниманием и пониманием ко всем нашим советам и методическим рекомендациям.
Предлагаем вам для овладения навыками чтения Букварь Н.С.Жуковой.
1.Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
2.Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: СЭ или РЭ или ЭР. Буква произносится кратко, как звук.
3.Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
4.Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
5.На левой стороне читаемой страницы Букваря, который вы выбрали для чтения, обозначьте четкую красную линию. Учите ребенка читать, передвигая его пальчик по горизонтали слева–направо (или от красной линии). Пальчик ребенка должен находиться под той буквой (потом слогом), которую он читает.
Если дети хорошо запоминают буквы и хорошо ориентируются в прочтении их в строке, нет необходимости задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв.
Если дети плохо запоминают буквы, продолжайте их читать. Подключайте к запоминанию букв различные анализаторы. Играйте с детьми в игры: закрыв глаза, ощупать магнитную букву и угадать, какая это буква, вылепить букву из пластилина, выложить из счетных палочек и т.д.
Учить слиянию букв в один слог надо так: показывая указкой (или указательным пальчиком) первую букву А и передвигая указку ко второй букве У, предложите их соединить дорожкой: «Тяни А___У. Первую букву тяни до тех пор, пока твой пальчик не добежит до второй буквы». В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться свободно читать слоги из двух гласных. Далее учим ребенка читать обратные слоги А___П (гласный-согласный). Обычно, если ребенок хорошо знает буквы, этот навык дается легко.
Чтение прямого слога (согласный-гласный) - самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например: М и А - как это будет вместе? Напоминаю, что первую букву надо тянуть МММ и, добежав до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки.
Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У детей этот навык закрепляется, и они долго потом не могут овладеть слитным послоговым чтением.
Учите детей анализировать прочитанные слоги. Спросите: «Сколько букв ты прочитал? Какая буква первая? какая вторая?»
Если ребенок хорошо овладел навыком чтения слогов, он без особого труда научиться складывать слоги в слова. При чтении слов по складам рекомендуется слоги в слове помечать дугой, а отдельные буквы в слове - точкой. «Буквы с дугой тяни, буквы с точкой читай отдельно и присоединяй»
После овладения навыком чтения слов начинаем читать предложения. Читая предложение из 2х-3х слов, попросите ребенка прочитать первое слово предложения, затем прочитать второе, затем вернуться к началу предложения и прочитать еще раз первое, второе и добавить третье, прочитав все слова предложения подряд. Если ребенок предложения читает с трудом, временно ограничьтесь чтением слогов и слов.
Чтение - дело трудное. Терпения и настойчивости вам и вашим детям!
Детский голос: 6 правил, которые важно знать.
Подготовила учитель-логопед Растворцева Е. Ю.
28.12.2024 г.
Голосовой аппарат малыша очень хрупкий, нежный, он растет вместе со всем организмом. Голосовые связки ребенка укорочены, носовые ходы, гортань, глотка и бронхи тонкие, их перегрузки до школы нежелательны. Особенно важна забота о голосе в детстве, когда формируется гортань. Именно в этот период могут начаться голосовые расстройства, от которых нелегко избавить ребенка.
При массовом обследовании детей в детских садах выяснилось, что среди заболеваний уха, горла, и носа заболевания гортани, сопровождающиеся разной степенью охриплости, занимают по частоте второе место. Число детей с измененным тембром голоса постоянно растёт.
Шум и крик меняют голос, снижают слух и плохо влияют на нервную систему малышей. Дети и родители могут не заметить начала болезни, иногда ребята жалуются на першение, боль в горле. Родители часто оставляют эти жалобы без внимания, предполагая, что ребенок простыл. Детям не рекомендуется очень громко петь, громко разговаривать, особенно если погода на улице холодная и сырая. Пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии нужно избегать, чтобы не получитьзаболеваний голосового аппарата. При соблюдении определенных условий (проветренное помещение, чистый воздух, сухая теплая погода) пение очень полезно и помогает укреплению легких и всего голосового аппарата. Врачи говорят, что пение – это лучший вид дыхательной гимнастики. Беречь голос начинаем с самого раннего возраста. Надо стараться, чтобы ребенок не плакал подолгу, не кричал до хрипа. К сожалению, в некоторых семьях принято разговаривать громко, на повышенных тонах, и ребенок тоже без надобности напрягает голос.
Следующие правила помогут сохранить голос ребенка:
1. Общайтесь с ребенком спокойным голосом.
2. На холоде постарайтесь говорить как можно меньше.
3. Лучше не перекрикивать шум (например, транспортный). Если можно - подождите, пока окажетесь в более тихом месте.
4. Берегите голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких, даже когда ребенок уже выздоравливает.
5. Сухой воздух оказывает отрицательное воздействие на голос. Важно увлажнять воздух в комнате ребенка в холодное время года, когда работает отопление.
6. Особой осторожности требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он только начинает петь. Репертуар должен быть подобран правильно по диапазону, вокальные занятия рекомендуется проводить не более 45 минут.
Питание влияет на состояние голоса: соленая, острая пища раздражают слизистую оболочку горла, ухудшают голос. Лишний вес ребенка неблагоприятноотражается на его голосе.
При охрипшем или осипшем голосе лор-врач может направить вас к фониатру - врачу по голосу и связкам, который занимается лечением голоса. А так же при дисфонии (расстройстве речи и голоса) занятия проводит логопед.
Основная задача и родителей, и воспитателей – сберечь здоровье ребенка. Голос ребенка – такой хрупкий инструмент!
Как формировать пространственные представления у детей с ЗПР.
Учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 86 Кузнецова Е.В.
Что такое пространственные представления и зачем они нужны?
Эти знания необходимы, во-первых, чтобы ребёнок хорошо учился в школе, во-вторых, для обучения счёту, письму, рисованию, чтению и т. д.
Существует несколько уровней формирования пространственных отношений:
1. Представления о собственном теле, в норме правую и левую руку дети различают между тремя и четырьмя годами;
2. Ориентирование в пространстве листа;
3. Понимание частей суток, последовательности времён года.
Ориентировка в пространстве – это сложная деятельность, в которой участвуют как правое, так и левое полушарие. У детей с ЗПР происходит их рассогласованность.
Поэтому так важны коррекционная работа специалистов, выбор правильных методик и упражнений по коррекции пространственных расстройств.
Первый этап
Упражнение «Весёлая зарядка»
Нарисуйте вместе с ребёнком схематические изображения человека в разных позах, затем показывайте их ему в любом порядке. Задача ребёнка – быстро принять нарисованную позу.
Упражнение «На зарядку становись»
Задания могут быть такими: «Коснись правой рукой своего носа», «Прыгни на двух ногах вперёд», «Сделай один шаг назад и попрыгай как заяц», «Вытяни прямо левую руку, а правую подними вверх» и т.д.
Второй этап
Упражнение «Бабочка»
На магнитной доске бабочка «пытается улететь» вправо, влево, вверх, вниз.
Упражнения с математическим содержанием.
«Соедини картинку и цифру» Благодаря этому приёму происходит закрепление счётных навыков, развитие зрительного восприятия, закрепление пространственных представлений.
«Графические диктанты» - рисование по клеточкам сначала по образцу, потом под диктовку взрослого. Рекомендую использовать разработанные Рахманиновой Е.М. «Графические диктанты для дошкольников».
Для развития пространственных представлений, да и всех психических функций, будут полезны подвижные игры – «Прятки», «Классики», «Казаки-разбойники», игры с кеглями и мячом.
Психологическая готовность к школе: что важно знать родителям?
Материал подготовила педагог-психолог Тертова А.А., 20.12.2024
Психологическая готовность детей к школе - это важный этап в жизни ребенка, который определяет его способность к обучению в школе.
Она включает в себя несколько компонентов:
- Физическая готовность: ребенок должен быть здоров и готов к физическим нагрузкам, которые будут требовать его на уроках.
2. Эмоциональная готовность: ребенок должен иметь достаточно развитые эмоции, чтобы справляться с эмоциями других детей и учителей. Он должен быть готов к тому, что ему придется работать в коллективе и учиться сотрудничать с другими детьми.
3. Социальная готовность: ребенок должен уметь общаться с другими людьми, в том числе со сверстниками и взрослыми. Он должен иметь достаточный уровень развития речи и уметь выражать свои мысли и чувства.
4. Интеллектуальная готовность: ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками, которые помогут ему учиться в школе. Он должен уметь считать, писать, читать и понимать основные понятия.
5. Мотивационная готовность: ребенок должен хотеть учиться и быть мотивированным на получение знаний. Он должен понимать, зачем ему нужно ходить в школу и что он получит от этого.
Если ребенок готов к школе психологически, он будет легче адаптироваться к новым условиям и быстрее начнет учиться. Если же у него есть какие-то проблемы с готовностью, то ему может потребоваться дополнительная помощь и поддержка со стороны родителей и учителей.
«НОВОГОДНИЕ ПЕСНИ ДЕТСТВА»
Материал подготовила: Гуч Л.С., музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 86 г. Белгорода
16.12.2024 г.
С приближением Нового года у нас появляется замечательная возможность погрузиться в атмосферу праздника вместе с нашими детьми. Музыка играет важную роль в создании новогоднего настроения, и новогодние песни для детей дошкольного возраста могут стать отличным инструментом для подготовки к празднику.
Слушание новогодних песен – это отличный способ познакомить детей дошкольного возраста с традициями и атмосферой Нового года.
Вот несколько рекомендаций по выбору новогодних песен:
1. Классические новогодние песни. Обратите внимание на такие известные мелодии:
«Маленькой елочке» М. Красев
https://rutube.ru/video/07f78e58ff9a9135ddb660f85153bb82/?r=plwd
«В лесу родилась ёлочка» Л.Бекман
https://rutube.ru/video/eb6e7f28c750dd00163f74f072515e99/?r=plwd
«Елочка-елка – лесной аромат» О. Фельцман
https://rutube.ru/video/867f60557e465e8561d8bc37d7fe9dd7/
Эти песни знакомы многим и обладают простыми и запоминающимися текстами.
2. Современные хиты. Можно добавить в программу современные новогодние песни, которые понравятся детям. Например:
- песни из любимых мультфильмов:
«Новогодняя» из мультфильма «Маша и Медведь»
https://rutube.ru/video/3a7151722cd8e1577727e630d8b61e79/
- песни популярных детских групп:
«Замела метелица» детский хор «Великан»
https://rutube.ru/video/75f588f4bc14ee1a89404c19967871d6/
Важно, чтобы песни вызывали интерес у детей. Используйте игровые элементы — танцы, хороводы, инсценировки, что сделает процесс более увлекательным.
Не забудьте обсудить с детьми смысл песен: поговорите о традициях встречи Нового года, о ёлке, подарках и зимних забав.
Подготовьте с детьми небольшой номер для новогоднего утренника. Это будет не только красиво, но и поможет развить уверенность в себе.
Пусть эти песни станут неотъемлемой частью Вашего новогоднего праздника, принесут радость и веселье Вашим детям, а также создадут теплую атмосферу в семье. Желаю Вам счастливого Нового года!
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Подготовила:
учитель-логопед Рашина Т.Н.
10.12.2024 г.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка,
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика,
- владение знаниями и представлениями и представлениями об окружающем мире,
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать педагога,
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность,
- коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислю их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласные и согласные звуке из начала, середины и конца слова, умение последовательно выделять звуки в слове, выполнять анализ слов при помощи метода моделирования (составления схемы слова при помощи графического и цветового обозначения). Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оценивается умение работать со схемой предложения, схемой слова, разрезной азбукой. Должны быть сформированы навыки послогового чтения и умения ориентироваться на листе бумаги, печатания под диктовку.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования. Ребенок должен, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия (например, меховая меховой); образовывать прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и др.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить разные виды предложений. Уметь видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением ,самостоятельно находить ошибки и находить их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть навыками пересказа рассказа сохраняя смысл и содержание текста. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Наличие у первоклассника даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Основная задача педагогов и родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи дошкольника, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Роль артикуляционной гимнастики в формировании у детей правильного звукопроизношения.
Подготовила учитель-логопед Рашина Т.Н.
26.11.2024 г.
Дети правильно произносят различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата (лицевых мышц, челюстей, губ, языка).
Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Обычно к 5 годам дошкольники овладевают навыками правильного произношения звуков.
Если к этому возрасту в речи сохраняются дефекты произношения, то с ребенком нужно вести специальную работу по развитию основных движений органов артикуляции, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, направленные на преодоление нарушений определенного звука. Артикуляционную гимнастику могут проводить и родители, соблюдая некоторые правила:
- Проводить гимнастику надо ежедневно в течение 3-5 минут. Выполняем, сидя перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений.
- Используем игровые приемы, занимаемся легко, эмоционально. Контролируем качество выполнения движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.
- Упражнения осваиваем постепенно, переходя от простого к сложному. Не заставляем ребенка заниматься против его воли, стимулируем похвалой, демонстрацией его успехов.
Предлагаю комплекс артикуляционных упражнений, подготавливающий артикуляционный аппарат для правильного произношения звука Р, самого сложного по образованию звука.
1. «Чистим зубы» - губы в улыбке, кончиком языка «чистим» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны.
2. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад.
3. «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы ,приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка(как лошадка цокает копытами).
4. «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языка сверху - вниз.
5. «Грибок» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
6. «Гармошка» - улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка , закрывать и открывать рот ( как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).
7. «Индюк» - приоткрыть рот, положить кончик языка на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл- бл» (как индюк болбочет).
8. «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: д-д-д. Сначала медленно а затем убыстряя темп.
Упражнения помогут ребенку натренировать язычок, помогут удержать широкий язычок у основания верхних зубов и с помощью сильной воздушной струи заставят его вибрировать. Если у вас это получится - вы достигли успеха. Пробуйте, проявляйте терпение и настойчивость. При возникновении вопросов обращайтесь за консультацией к логопеду.
Рекомендации музыкального руководителя, которые помогут подготовиться к утренникам и музыкальным мероприятиям в детском саду.
Материал подготовила: Гуч Л.С.,
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 86 г. Белгорода
15.11.2024 г.
- Подготовка к выступлению. Важно заранее обсудить с ребенком программу утренника. Послушайте вместе песни, которые будут исполняться, и поощряйте его изучать текст. Это поможет Вашему ребенку чувствовать себя более уверенно на сцене.
2. Создание настроения. Убедитесь, что у ребенка есть позитивный настрой. Поговорите о том, как здорово выступать перед друзьями и родителями. Поделитесь своими воспоминаниями о выступлениях в детстве.
3. Практика дома. Выделите время для репетиций в домашних условиях. Отрабатывайте движения, проговаривайте текст песен или даже ставьте мини-концерты для семьи. Это не только подготовит ребенка, но и укрепит Ваши отношения.
4. Одежда и внешний вид. Обсудите с ребенком, что он будет надевать на утренник. Праздничная одежда должна быть удобной и соответствовать тематике мероприятия. Позвольте ребенку выбрать аксессуары, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно.
5. Эмоциональная поддержка. В день утренника постарайтесь быть рядом с ребенком, поддерживайте его положительные эмоции. Скажите, что Вы гордитесь им и верите в его способности. Ваши слова поддержки очень важны!
6. Обсуждение после выступления. После утренника обсудите с ребенком его впечатления. Попросите рассказать, что понравилось, что было сложно. Это поможет ему понять, как развиваться и преодолевать трудности в будущем.
7. Участие в жизни группы. Поощряйте интерес к коллективным играм и занятиям в детском саду. Чувство единства с группой способствует развитию социальных навыков и уверенности.
Помните, что каждый утренник – это шаг на пути к развитию творческих способностей Вашего ребенка.
Спасибо за вашу поддержку и участие!
Рекомендации родителям
«Психологическая поддержка детей в период военных действий»
Подготовила:
педагог-психолог МБДОУ д/с № 86
Клочкова Кристина Леонидовна
13.11.2024 г.
В условиях особых обстоятельств, таких как специальная военная операция, поддержка детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, важно создать для него безопасное и комфортное пространство. Необходимо обеспечить эмоциональную стабильность, используя простые и понятные объяснения происходящего, избегая избыточной информации, которая может вызвать страх.
Важно также открыто говорить с детьми о происходящем, но в меру их понимания. Используя простые слова и образы, вы можете объяснять ситуацию, что поможет ребенку лучше ее осмыслить. Важно не пугать ребенка, а давать ему надежду и уверенность.
Игры и творческая активность могут стать эффективными инструментами для снижения стресса. Рисование, лепка или чтение книг помогут ребенку выразить свои чувства. Кроме того, семейные ритуалы, такие как вечерние прогулки или совместные занятия, способствуют укреплению связей и создают атмосферу защищенности.
Важно также научить ребенка простым техникам релаксации: глубокое дыхание или небольшие физические упражнения могут снизить уровень тревожности. Регулярные обсуждения переживаний, проведение откровенных разговоров о чувствах помогут ребенку понять, что его эмоции нормальны и его поддерживают.
Понимание, любовь и внимание со стороны родителей — это ключевые аспекты, позволяющие ребенку чувствовать себя в безопасности, что поможет ему более эффективно справляться со стрессом в трудные времена.
Для того, чтобы помочь детям наилучшим образом справляться со стрессовой ситуацией, необходимо соблюдать определенные правила:
1. Создайте безопасное пространство. Обеспечьте вашему ребенку уютное место, где он может чувствовать себя защищенным, вдали от тревожных новостей.
2. Регулярная рутина. Установите четкий распорядок дня, который поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно.
3. Игровая терапия. Используйте игры и творчество как способ выразить эмоции. Рисование, лепка или ролевые игры могут помочь в борьбе со стрессом.
4. Открытое общение.Призывайте ребенка делиться своими переживаниями. Объясняйте ситуации простыми словами, чтобы он понимал, что чувствует.
5. Физическая активность. Участвуйте в активных играх или занятиях спортом, что поможет снизить уровень стресса и улучшить общее самочувствие.
6. Обучение расслаблению. Научите ребенка простым методам релаксации, таким как глубокое дыхание или медитация, которые могут помочь успокоиться.
7. Поддержка окружающих. Организуйте ребенку встречу с друзьями или родственниками, чтобы создать атмосферу поддержки и заботы.
8. Чтение книг. Читайте ребенку книги о героях, которые преодолевают трудности. Это может быть вдохновляющим и успокаивающим фактором в стрессовой ситуации.
9. Позитивное подкрепление.Хвалите ребенка за его смелость и стойкость, чтобы укрепить его уверенность в себе и своих силах.
Главное — быть рядом и поддерживать ребенка, слушать его, предоставляя возможность делиться своими страхами и переживаниями. Чувство любви и заботы поможет справиться со стрессом и сохранить психоэмоциональное равновесие.
Головня Ольга Ивановна,
заведующий МБДОУ д/с № 86,
10.09.2024 г.
Соблюдение мер антитеррористической защищенности и обеспечение безопасных условий в МБДОУ д/с №86
при очном формате обучения в 2024-2025 учебном году
Руководствуясь федеральными нормативными актами и рекомендациями Министерства образования Белгородской области в МБДОУ д/с № 86 создаются безопасные условия для функционирования в очном формате 2024-2025 учебного года.
Таким образом, перед администрацией детского сада к 01.09.2024 г. стоит задача в условиях установленного «желтого» уровня террористической опасности обеспечить такие безопасные условия, которые бы позволили родителям со спокойным сердцем приводить детей в наш детский сад и быть уверенными в том, что для ребятишек «безопасное детство» в г. Белгороде ЕСТЬ и оно в МБДОУ д/с № 86 «Радость» поддерживается и согласуется с инициативой губернатора Белгородской области Гладкова В.В. – «сохранить наш город – сохранить население»!
За последний месяц приняты меры по обеспечению безопасных условий. Это создание 4 безопасных зон внутри детского сада, временного укрытия (подвального помещения), которые оснащены необходимыми средствами (местами для сидения, а при необходимости и сна, аптечками первой помощи, одеялами, водой и запасом продовольствия, сангигиеническими материалами, средствами пожаротушения, резервными источниками освещения и др.) при вынужденном 12–ти часовом нахождении воспитанников и сотрудников в случае ЧС.
Одновременно создана в укрытии дополнительная вентиляции для регуляции температурно – влажных условий. Развернутая навигация и инфографика по алгоритмам поведения в случае ЧС позволяет оперативно и четко достичь безопасных зон и укрытия. Усилен охранно–пропускной режим силами ООО ЧОП «Страж 02», вахтера и дежурных администраторов учреждения.
Продолжает реализоваться Дорожная карта мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий в укрытиях и других помещениях, приспособленных для временного пребывания воспитанников и сотрудников МБДОУ д/с № 86.